Jul 26

Вход в святыню католического мира бесплатный, очередь на площади образуется из-за проверки службы безопасности и движется довольно быстро. Собор впечатляет как своими размерами, так и убранством – множество бесценных произведений искусства хранится внутри. Для туристов открыты три двери из пяти, относящиеся к XV веку и сохранившиеся от предыдущей базилики. На аттике фасада в центре возвышается фигура Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов работы Бернини. Хотя над собором трудились многие выдающиеся архитекторы и скульпторы эпохи Возрождения, именно Бернини выполнил многие элементы внутреннего убранства. Над входом видна отреставрированная мозаика Джотто, изображающая лодку с апостолами и Христа.

Туристы обычно обходят храм, начиная с правого нефа, именно в такой последовательности пронумерованы элементы на схеме базилики. Сразу у входа, отделенная пуленепробиваемым стеклом находится одна из самых известных скульптур в мире – Оплакивание Христа (Пьета) Микеланджело. Рядом мраморная плита отмечает место коронации римских императоров, в том числе Карла Великого. Дальше интересна капелла святого Себастьяна с большой мозаикой и капелла и капелла святого Причастия с алтарем, изображающим Троицу. Здесь же находятся надгробия двух из трех женщин, похороненных в соборе (Марии Шведской и Матильды Тосканской). Саркофаги большинства понтификов расположены уровнем ниже в гротах, и лишь самые выдающиеся личности удостоены чести покоится в нефе базилики.

Левый неф открывает баптистерий, рядом с которым находится третье женское надгробие Марии Собеской, следующее надгробие папы Иннокентия VIII работы Антонио Поллайоло сохранилось от старой базилики. Перед трансептом расположены сокровищница (Museo Storico Artistico) собора (вход платный) с собранием церковной утвари и могилой папы Сикста IV Поллайоло.

В центре же доминирует бронзовый балдахин Бернини высотой 29 метров, опирающийся на четыре витые колонны, созданные по образу храма Соломона. Балдахин отмечает могилу апостола Петра, расположенную несколькими уровнями ниже. От входа сюда тянется огромный центральный неф, украшенный скульптурам и прекрасным мраморным полом.

За алтарем находится кафедра святого Петра работы Бернини, где в реликварии скрыт деревянный трон, по преданию, принадлежащий апостолу. Реликварий повторяет форму трона и украшен композицией, где Христос вручает Петру ключи от рая. Внизу находятся статуи четырех Отцов церкви, а вершину композиции венчает сияющий голубь (Святой Дух), окруженный ангелами. Чтобы понять масштабы композиции, стоит знать, что размах крыльев кажущегося совсем небольшим голубя составляет три метра.

Знаменитый купол Микаланджелло опирается внутри храма на четыре колонны, в нишах которых стоят пятиметровые статуи святых Андрея, Вероники, Елены и Лонгина работы Бернини. Рядом с последней находится бронзовая статуя сидящего Петра, как считается, работы Арнольфо ди Камбио XIII века. Благодаря приписываемым ей чудодейственным свойствам, правая нога апостола практически стерлась. Рядом за колонной находится лифт и лестница на крышу собора (вход платный), одолеть подъем вполне реально, но на самом верху коридор становится совсем узким. Повернуть назад будет нельзя, спуск идет по другой лестнице.

Ватиканский некрополь не стоит путать с гротами под базиликой святого Петра, вход в которые свободный. Известно, что император Константин построил первый храм над могилой апостола, распятого в цирке Нерона и похороненного на языческом кладбище, существовавшем уже на заре нашей эры. Эта экскурсия, которую нужно бронировать заранее (дети до 15 лет не допускаются) позволит приблизиться к могиле первоапостола, отмеченной надписью «Петр здесь», настолько близко, насколько это возможно для просто смертного. Ошибочно считать это место катакомбами – в древности здесь было открытое кладбище, саркофаги и склепы которого не видят света уже семнадцать столетий. Маршрут проходит по улице под нефом собора, с обеих сторон которой можно осмотреть украшенные языческие гробницы и христианские захоронения.

Автор: free

Комментарии закрыты.